Происхождение самого понятия «зомби» до конца остаётся неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Истинный путь к сердцу мужчины — шесть дюймов металла между ребрами.
Термин «Зомби» прочно связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.
Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами. Истинный путь к сердцу мужчины — шесть дюймов металла между ребрами.
Дата: Воскресенье, 07.08.2011, 13:39 | Сообщение # 4
Человек-слуга Мастера
Группа: Проверенные
Сообщений: 2406
загрузка наград ...
Статус:
Переосмысление идеи зомби в современной культуре
В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать (т.н. "социальные зомби"). Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов: социального программирования, рекламы, формирования общественного мнения, религиозного (патриотического, националистического и пр.) воспитания, различных психотехник (например, нейролингвистическое программирование, гипноза).
В фантастических произведениях современного искусства слово «зомби» обычно используется как синоним «ожившего трупа». Причину подобного переосмысления можно возвести к фильмам «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро, которые положили основу популяризации и активного использования живых мертвецов в искусстве. В «Рассвете мертвецов» (также выходившем под названием «Зомби: Рассвет мертвецов») мертвецы редко называются «зомби», и смысл такого названия заключается в том, что у мертвецов нет разума (в фильме есть конкретное упоминание, что у мертвецов мозг мёртв). Таким образом, со временем под «зомби» обычно стали понимать оживших мертвецов, а не зомбированных людей.
Сам Ромеро говорил, что вдохновение для создания «Ночи живых мертвецов» черпал из романа Ричарда Мэтсона «Я — легенда», где главный герой был одним из последних выживших людей на Земле, захваченной вампирами — в отличие от мертвецов, они питались кровью, а не плотью, были организованны и мыслили, разговаривали и были живыми, то есть никак не соответствовали современному определению «зомби». При этом в недавнем фильме «Я — легенда» по мотивам того же романа противниками главного героя были сделаны безмозглые мутанты, больше похожие на зомби Ромеро.
Возьми его в руки, дотронься губами, он очень длинный и твёрдый как камень Лизни и прижмись щекою холодной... Ах-х!!! Мой любимый стакан с Кока-колой…
На сколько я слышала, на счет «Мертвецов работающих на плантациях сахарного тростника» это практикуется и по сей день. Только кто же об этом распространяется_
Жуть какая :o Хотя, если посмотреть на современное общество, особенно после рабочего дня, большинство именно на них и похожи, особенно в общественном транспорте или на конвейере на заводах))
С молодости зачитывалась фэнтези и фантастикой, а после серии книг Перумова о некроманте вообще стало жутко проходить рядом с кладбищем главная дорога домой как-раз огибала кладбище и в темное время суток пролетала тот участок дороги ракетой :D только думаю не мертвых надо бояться, а живых. Отрицать темноту в себе - значит отрицать половину того, кем Вы являетесь (ЛГ)
Дата: Понедельник, 10.11.2014, 16:32 | Сообщение # 17
Экстрасенс
Группа: Проверенные
Сообщений: 54
загрузка наград ...
Статус:
Зóмби (от банту-конголезского nzambi — бог) — не существует достоверного и единственного определения термина "зомби", одним из многих является определение верователей вудуизма- оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать и принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна . Также под термином "зомби" можно понимать еще несколько схожих определений. В современном представлении зомби это человек или животное, по какой-либо причине лишенное разума, пытающееся уничтожить или обратить остальное человечество, управляемый биологический робот, изготовленный из трупа, плоть без души.
Концепция зомби восходит к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство. Для этого, после магических заклинаний и танцев жертве подносят напиток, в который подмешан яд, приготовленный из рыбы, содержащей сильнейшее токсическое вещество – тетрадоксин. От этого напитка человек впадает в кому. Она до такой степени напоминает смерть, что человека немедленно хоронят. Впрочем, после этого колдуны восстанавливают моторные функции организма жертвы, не возрождая, однако, нормального сознания. И в результате получают беспрекословного исполнителя приказов, даже если они влекут за собой гибель самого зомби. Феномен зомби не является основным стержнем вудуизма, но людей западной культуры сильнее всего волнуют именно метаморфозы, происходящие с покойниками. Превращение человека в зомби чем-то похоже на заказное убийство. Неугодный человек становится жертвой колдовских чар, заболевает, потом умирает. Его хоронят, соблюдая соответствующие обряды. А через несколько дней по велению колдуна откапывают. Колдун совершает над умершим некий ритуал, и покойник оживает. Он не может говорить, не проявляет никаких эмоций, но, подчиняясь воле оживившего его колдуна, действует и наводит ужас на людей. Долгое время феномен зомби оставался загадкой. Немало ученых пытались объяснить это явление, но только в последнее время им удалось приоткрыть завесу над тайной зомби. Стало известно, что живого человека превращают в зомби с помощью некоего яда. Американскому этноботанику Уэйду Дэвису, посетившему Гаити именно с целью изучения этого феномена, удалось раздобыть немного порошка "зомби" и подвергнуть его химическому анализу. Оказалось, что основной составляющей этого снадобья является сильнодействующий яд тетродотоксин, один из сильнейших природных ядов нервно-паралитического свойства. По своему действию он в 10 раз превосходит знаменитый кураре и более чем в 400 раз - стрихнин. Это вещество содержится в организме некоторых животных, в том числе в рыбе фугу. Эта рыба имеет печальную славу, которую довольно точно отражает японская пословица: "Хочешь есть фугу - напиши завещание".
Первое описание признаков отравления тетродотоксином содержится в дневнике знаменитого мореплавателя Джеймса Кука. 8 сентября 1774 года его шлюп "Резольюшен" бросил якорь у берега Новой Каледонии. Именно там Куку предложили свежеприготовленную рыбу неизвестного вида. Кук попробовал печень и молоки. "Около трех или четырех часов утра я почувствовал небывалую слабость во всех членах, сопровождаемую таким ощущением, будто окоченевшие на морозе руки и ноги сразу попали в огонь. Я уже почти ничего не чувствовал..." Специалисты утверждают, что симптомы отравления тетродотоксином описаны очень точно. Сначала происходит потеря чувствительности в конечностях, потом немеют язык, кончики пальцев рук и ног. Затрудняется глотание, становится трудно дышать, потом паралич охватывает все тело. Бывает, что отравившийся не умирает, а впадает в коматозное состояние, похожее на летаргический сон. Известны случаи, когда пострадавшие "оживали" незадолго до погребения и восставали из гроба на пути к кладбищу, чем приводили в немалое смятение окружающих. Известно, что в 1731 году почти 500 тысяч чернокожих рабов были доставлены с Африканского континента во французскую колонию Таити в Вест-Индии. Среди них были вожди племен, колдуны, воины, то есть люди, привыкшие не повиноваться, а повелевать. И вот в этой бесправной по отношению к новым хозяевам массе установилась традиционная для африканского общества жесткая иерархическая структура. Однако как могли бывшие лидеры подчинить себе других? У них ведь отсутствовали традиционные атрибуты власти – тюрьмы, суды и прочее. Просто убийство, само по себе, в ситуации бесправной и жестокой жизни никого испугать не могло. Необходимо было нечто более ужасное, чем смерть. Тут-то и появился феномен зомби. Тот, кого считали неугодным, внезапно умирал. Его хоронили, соблюдая соответствующие обряды. Однако спустя несколько дней, якобы по указанию свыше, колдун повелевал откопать его – происходил обряд оживления, и бывший покойник начинал новую жизнь. Но теперь он становился зомби – всеми отверженным, приводившим в ужас живым мертвецом. Но каким же образом колдуны-бокоры превращают же людей в "ходячих мертвецов"? Сами гаитяне абсолютно уверены, что колдуны крадут у них души. Кража совершается так: как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор "высасывает душу" и помещает ее в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может. После погребения несчастного колдун с помощниками в полночь раскапывает могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть приоткрывает ее. Теперь мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем. Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После такой процедуры она уже никогда не сможет узнать его и попытаться туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений. Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби — автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о своем настоящем. Без проблеска узнавания он может взглянуть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома. Религия вуду имеет две стороны. Одна — вера и поклонение собственным богам — как в классических религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная — вуду черной магии, колдовства, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов. Церемонии вуду проходят в так называемых «tonnelles» (беседках). Это может быть как жалкая хижина с грязным полом, так и современное здание, но во всех случаях с площадкой для ритуального танца. Именно в танце участники переживают главный опыт вуду — одержимость духами. Танец, пение и барабанный бой создают обстановку, в которой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, который заканчивается потерей сознания. Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это — момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый — то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть. Колдуны вуду, или бокоры, — существа довольно жуткие, они общаются с мертвыми и для себя, или в интересах своих клиентов, практикуют самое зловещее колдовство. Иногда хунган и бокор — одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с колдовством, чтобы успешно с ним бороться. Сегодня хунган может наложить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться заклинаниями черной. Они могут вызвать как добрых духов, так и злых, например, Зандора, который превращает людей в змей или летучих мышей-вампиров. Вудуисты тем не менее придерживаются мнения, что настоящий хунган никогда не станет заниматься колдовством, и конечно же, существуют бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых. Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва — сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата. Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не хуже, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обычно бьют.